Отношение к компьютерным играм во всем мире неоднозначное, несмотря на то, что люди играют за компьютерами уже более пятидесяти лет. Широко распространено мнение о вреде виртуальных развлечений. Нередко можно услышать или прочитать, что под их воздействием человек теряет связь с окружающим миром, обществом, становится замкнутым и асоциальным. К большому сожалению поклонников гейминга такие факты действительно известны и не являются большой редкостью. Однако наряду с ними с появлением и развитием многопользовательских онлайновых игр возник феномен командной игры.
Это явление подчиняется тем же законам, что и в обычной жизни. Кроме того, командный гейминг оказывает такое же положительное воздействие на личность человека, как и работа в команде любом реальном виде спорта. Зная об этой особенности, самые прогрессивные психологи и педагоги в процессе решения, например, коммуникативных проблем ребенка или даже взрослого человека рекомендуют компьютерные игры, в которых для достижения успеха необходима слаженная работа хотя бы двух человек. Кстати, учитывая тенденции, многие сайты, например, playshake.ru - предлагают хорошие подборки игр на двоих.
Вообще, такое явление, как командный гейминг обязано своим возникновением двум вещам. Во-первых, человек – существо социальное. То есть, за небольшим исключением люди всегда стремились объединяться в коллективы и выполнять какую-то работу сообща. При этом каждый выполнял свои обязанности, от чего зависел общий успех. Во-вторых, командного гейминга не было бы без развития интернета и многопользовательских онлайновых игр. С другой стороны именно благодаря стремлению играть в команде, в играх вне зависимости от тематики, стало возможным и актуальным создавать разных персонажей с тем или иным набором виртуальных навыков. Таким образом, сохраняется индивидуальность и возможность для пользователя реализовать свои желания перевоплощения (например, побывать магом, орком, снайпером, медиком и так далее), а также возникает необходимость создания временной или постоянной команды для выполнения тех или иных игровых задач.
Факторы, перечисленные выше, дали толчок к развитию киберспорта. Да, здесь могут быть индивидуальные соревнования между игроками. Например, PvP-турниры в игре Perfect World. Однако по большей части устраиваются командные соревнования и в упомянутой уже игре, и в таких известных «забавах», как CS:GO, Dota 2, «Танки Онлайн», World of Tanks и в других тому подобных.
Образовались даже классы пользователей: любители и профессионалы (кстати, вспомните, как часто смеются над желанием зарабатывать деньги, играя в компьютерные игры). Как первые, так и вторые проводят тренировки. Только любители в большинстве своем тренируются онлайн, используя закрытые сервера или определенные локации в открытой игре. А вот профи нередко получают от спонсоров (еще один камень в огород скептиков) в свое распоряжение специальные помещения, которые оборудованы не только компьютерами, но даже предоставляют геймерам возможность жить в нормальных человеческих условиях во время тренировочных сборов. Эти помещения называются гейминг-хаузы.
Конечно, гейминг-хауз принадлежит, как правило, не одной команде, а игровому клубу, который объединяет несколько таких команд, каждая из которых специализируется на конкретной дисциплине (игре). Живут и тренируются там команды по очереди. В качестве конкретного примера можно привести киевский клуб Natus Vincere, в который входит несколько команд. Кстати, сами коллективы укомплектованы игроками не только из разных городов Украины, но также и из России, Словакии, Эстонии. Возраст участников от 18 лет. Самому старшему из них уже далеко за 30.
Раз уж зашла речь о профессиональном киберспорте и командах, то интересно будет узнать и то, сколько же зарабатывают геймеры.
Сколько денег приносит командный гейминг
Забегая немного наперед, можно сказать, что упомянутая чуть выше киевская команда за все время своего существования выиграла на турнирах 6 273 000 американских долларов! Львиную долю прибыли принесли победы в игре «Дота 2». «Контр страйк» в этом отношении немного отстает. Кстати, Natus Vincere занимает по уровню заработка 6 место в мире.
Первое место принадлежит американскому клубу Evil Geniuses. Они «срубили» на турнирах в общей сложности более 15 000 000. Самой доходными играми у них стали «Дота 2» и «Стар Крафт».
Второе место в мировом рейтинге занимают китайцы в составе очень молодой (всего 20 турниров) команды Wings Gaming. Они сильны в Доте, а суммарный заработок составил 9 695 000 долларов. Причем 9 139 000 долларов из этой суммы они получили за победу в турнире TI2016.
Третье место также занимают китайские «дотеры» Newbee, суммарный заработок которых составил 7 350 000 долларов.
Разумеется, есть и другие команды-миллионеры, но речь идет не о заработках в киберспорте, а о том, что явление командной игры в онлайновых играх, как и сами игры приобретает все большее значение и развивается, чтобы там не говорили противники компьютерных игр.
Какие еще преимущества может дать командная онлайн игра
Помимо победы в игре и баснословных денег командные игры онлайн приносят немало пользы. Например, игра в команде, человек может обзавестись новыми полезными знакомствами и связями, на основе которых нередко развивается совместный бизнес в реальной жизни. Причем очень часто деловые контакты носят международный характер.
Если отбросить материальную сторону, то можно привести огромное количество случаев, когда человек получает реальную психологическую помощь от других членов виртуальной команды, раскрывает скрытые ранее по тем или иным причинам качества, в том числе, лидерские способности, которые могут со временем проявиться и в реальной жизни. Конечно же, у геймера развивается и усиливается чувство ответственности, обязательности и так далее.
Таким образом, на примере феномена командной игры в онлайн играх можно доказать пользу компьютерных игр вообще и противопоставить факты устоявшемуся ошибочному общественному мнению.